ЖУРНАЛ 'ВАХТОВАЯ ЖИЗНЬ'


Фраза момента:
----------




Шире Круга Нет! 
Шире Круга Нет!
Заведи себе Блог на WWW.SHIREKRUGA.NET
и найди своих друзей!
 

Some alternative methods of crude oil transportation

Мы тут с Зволычем обсуждали за обедом кой-чего, не помню даже, как вышли на эту тему - как же нам реорганизовать перевозку сырой нефти. А, да, разговор зашел с гнилого базара о том, что раньше, лет тридцать назад, когда только-только здесь расчуяли нефть, предложен бысть некий сверхскоростной и сверхдешевый способ перевозки ее, родимой, по Каспийскому морю в Азербайджан для дальнейшей прокачки по имеющимся уже трубам, что-то вроде большой "Ракеты" (в разных концах нашей необъятной державы эти суденышки назывались по разному - Ракета, Комета, Метеор, и т.д.) с огромными резервуарами - якобы даже сохранилась кинопленка с записью испытаний макета этой муйни - эдакий танкер на подводных крыльях сидит себе черной массой на воде, качается, а потом вдруг очень быстро из нее выпрыгивает и со страшной скоростью фигарит в сторону государственной границы, надо полагать, потому как больше с такой скоростью никакие корабли в совке никогда никуда не ездили. Тут вот и вышел - следите - вариант номер 1 (авторство Звола): посреди Каспийского моря, где-нибудь поближе к азербайджанскому берегу, ставится невкопательных (было употреблено другое слово) размеров трамплин, такой же, но поменьше, ставится с черноморской стороны кавказского перешейка - секите, насколько творчески была развита мысль: этот самый танкер на подводных крыльях набирает достаточную скорость, приближаясь к трамплину, и подпрыгивая на нем (возможно дооборудование трамплина дополнительными разгонными устройствами), перелетает через весь Кавказ (вах-х, какой птиц!!), и опускается уже на Черное море. Гейдар Алиев кусает локти, лишившись платы за транзит, а чеченская армия спешно готовится к борьбе с новым хитроумным изобретением неверных. Маркетинговый аппарат в Баку мирно отъезжает домой в Калифорнию. Петрович перестает ездить в Баку, и, как следствие, больше появляется в местах общего пользования, то есть на Тенгизе и в Москве. Отпадают многочисленные мучения с перекачкой из танкера в трубу и потом наоборот. Выгода налицо. Кстати, таким же образом эта халабуда может, в зависимости от международного положения, преодолевать прочие узкие места на маршруте, такие, как Босфор и Дарданеллы, Гибралтар, Пелопоннесский перешеек, Италию (тут надо посчитать, возможно, Аппеннинский полуостров дешевле все-таки объезжать по морю), и даже - не побоюсь этого слова - Панамский перешеек. Размер танкера в этом случае не ограничен, кроме только что разгонной дистанцией по акватории Каспия. Пояснение - со стороны Черного моря трамплин может быть поменьше, потому что оттуда на Каспий будут прыгать порожние танкера.

Вариант второй, который привлек нас с Игорешей больше, поскольку значимость железной дороги в нем не только не теряется, но и возрастает: взамен существующей однопутой ветки с сосущими разъездами, которые моглу назвать этим словом только в насмешку, так как разъехаться на них чрезвычайно сложно, строиться ветка, напоминающая большой сильно вытянутый овал, закругления которого находятся в аккурат на Тенгизе и в Кульсарах. А теперь "дышите глубже, вы взволнованы" - по всей длине этого овала движутся непрерывным кольцом цистерны, то есть почти непрерывным кольцом, так как это кольцо все-же прерывается, опять же в двух местах - в месте налива на Тенгизе (вместо продольной наливной эстакады придется построить поперечную, то есть вместо того, как сейчас наливаются сразу десять цистерн, стоящих в ряд на одном пути, будет наливаться одновременно десять цистерн, стоящих по раздельности на 10 параллельных путях, так, чтобы цистерны выходили из-под налива не по 10, а по одной, для обеспечения плавности движения). А между этими цистернами, подвариант 1, движутся тепловозы с равным интервалом, причем без тепловозных бригад - нехитрый расчет показывает, что при длине пути по этому овалу примерно 200 км и средней длине цистерны 12,5 м понадобится 16000 цистерн, если один тепловоз справляется с 25 гружеными цистернами, то, сответственно, еще и 16000 поделить на 25 итого 640 тепловозов - представьте себе, что кто-то попытается сделать так, чтобы 640 машинистов действовали абсолютно синхронно, причем не видя друг друга, а исходя только из радиокоманд. This would suck. Нет, тепловозы в данном случае будут непилотируемыми, а будут управляться с одного большого ПДУ. Подвариант второй, больше отвечающий потребностям тяжелой социальной ситуации западного Казахстана - вместо тепловозов в качестве тяги используется людская сила. Несомненным достоинством этого подварианта является то, что он позволит трудоустроить сразу 10 с небольщим млн. человек. Каким образом, спросите вы? А очень даже просто: один человек сможет тащить полтонны груза на колесах, соответственно, на 80 тонн брутто (одна цистерна нефти) кладем по 160 человек, 160х16000(кол-во цистерн)х4(работать по вахте будут, да еще и по 12 часов в день каждый). Вот вам и решение социальной проблемы. А что, спросил один из нас, в таком случае будет делать многочисленная координаторско-менеджерско-супервайзорская братия в таком случае? Ну как же, Вась, ответил ему другой - им же понадобятся десятники, сотники, тысячники и т.д. вплоть до миллионщиков - рабочих мест хватит на всех, одних только миллионщиков 10 человек понадобиться. Так что за это беспокоиться мы не станем. Вызывает опасение другое - а что, если в одном единственном месте под одно единственное колесо одной единственной цистерны кто-то один положит один-единственный башмак... "2,5 млн. человек получили грыжу!!!" представьте себе реакцию мировой прессы... Представили? А сколько народу еще потребуется, чтобы после этого всего охранять человека, подложившего (может быть, из самых лучших побуждений) башмак?

Более технически надежным является, вероятно, вариант три. При большей простоте он не теряет социальных преимуществ подварианта 2.2. Вдоль всего пути от Тенгиза до Кульсаров (а может быть и дальше) в линеечку выстраиваются люди и передают друг другу ведра с сырой нефтью по цепочке. По метру на человека - 200 тыс метров туда и обратно, 200 тыс. человек в смену, соответственно, 800 тыс человек всего плюс соответствующее количество руководителей, таможенных декларанток, собственно таможенников, пломбировщиков, рейл трэкеров, представителей компаний-ведровладельцев, ведроремонтных бригад и т.д. - за миллион наверняка будет. Такие категории, как таможенники, трэкеры, пломбировщики и декларанты потребуются обязательно - ведь надо же будет каждое ведро затаможить, опечатать, кто-то же должен следить, сколько каких ведер в работе, сколько порожних, сколько груженых, когда ожидается подход новых порожних ведер, сколько ведер пришло в негодность и т.д. Номерной учет ведер тоже нельзя запускать. А взвешивание и/или замер взлива? Как минимум сотня калеббретчиков с линейками или сотня весовщиков с безменами - да нет, сотней не обойдется дело. База РР5 или как там ее разрастется до нескольких миллионов позиций - именно столько ведер потребуется, чтобы заменить наличный парк цистерн. Сеть при этом будет... нет, уж лучше не будем говорить, что будет делать сеть. Не будем ударяться в такие частности, как счета за простой ведер на площадках МПС, подкрепленные томами Актов Общей Формы с пономерными списками ведер или строительство мощных, в смысле вместительных, площадок под отстой невостребованных в связи с падением заводского производства нефти ведер. Кстати, в ведрах можно перевозить не только нефть - путем несложных адаптаций, скажем, прикреплением навесных элементов можно преобразовывать обычные ведра в ведра под сжиженный газ, под жидкую серу, собственно, под комовую и гранулированную серу тоже - лег-ккко. Промывка ведер для загрузки иного продукта, нежели чем был в них в прошлую отправку, гораздо удобнее, чем промывка цистерн. Опять же, чинить ведра, в отличии от цистерн - одно удовольствие, а тот, кто получит подряд на лужение ведер, быстро станет миллионером. Производство ведер можно тоже наладить на месте - вот и пойдет в гору местная индустрия, появятся сверхлегкие и сверхпрочные сероводородостойкие модели. Производство крышек - ибо несуразно говорить о пломбировке ведер без крышек - вырастет в отдельную отрасль. А РейлТекс при этом будет все равно обеспечен работой, только менее пыльной - развозом народа по рабочим местам - ведь менять надо всех будет прямо на месте, и самое удобное при этом - железнодорожный пассажирский транспорт, конкретно - моторвагонный дизель-поезд, а проще говоря - электричка. А как вам перспектива усиления почвенного слоя и озеленения целой полосы вдоль дороги Тенгиз-Кульсары за счет натуральных удобрений, которые появятся сами собой в силу присутствия большого количества людей? Красотища, да и только. После того, как на этом плодородном слое вырастут деревья, можно будет подумать и о строительстве туалетных и прочих сооружений - пока нет деревьев, не из чего строить - откуда взять пиломатериала на 20 тысяч сортиров?

Тем не менее, вернемся к теме: как будто чудный нектар ударил нам в голову после того, как мы докончили второе и перешли к десерту. Пошли варианты из области братьев Стругацких: мой первый полностью самостоятельный вариант был навеян эпизодом из "Приключений капитана Врунгеля", где был описан наиболее экологичный способ перевоза рыбы: Врунгель и его команда взялись перегонять селедку по морю в живом виде, что в итоге оказалось даже прибыльным делом. Я же подумал о том, что нефть, как и любая другая жидкость, может испаряться, если ее испарять в атмосферу, то она при определенных уловиях формируется в облака или тучи. Над тем местом, где надо, эти облака можно охлаждать и заставлять падать в виде осадка в большие поддоны, из которых она будет стекать в резервуары. Количество испаряемой нефти не ограничено ничем вообще - какой соблазн, какой лозунг! Конечно же, нужно создать очень специфические условия в атмосфере, но это возможно - с неба вместе с осадками иногда и не то еще падает. Заминка только в том, что мы будем зависеть от направления ветра в планировании отправок - но это почти что то же самое, что зависеть в этом вопросе от казахстанского МПС, так что невелика потеря. Ох и дождички мы будем устраивать кому-нибудь! Не в одном и не в двух городах земли ТШО, Рейлтекс и НЭК будут поминать денно и нощно тихим незлобным словом.

Второй "небесный" вариант был предложен опять же Зволом. Если человек находясь в поезде метро, быстро едущем, стоит себе стоит и вдруг сильно подпрыгивает - он ведь приземлится уже на другой место относительно вагона, не правда ли, рассуждал он. А если емкость с нефтью подпрыгнет на достаточное расстояние от поверхности земли, каковая поверхность медленно, но неуклонно движется, то приземлится она на другое место. Проблема возникла в неожиданном месте - при таком варианте сначала казалось, что доставлять нефть таким образом можно только в места, находящиеся на одной широте с Тенгизом. Задумались. Комиссию расширили, кооптировали Салинга. Тот, тряхнув стариной (старина у него, знаете ли, ого-го какая, как тряхнет, так прям все вообще нах), вспомнил про физическое явление, которое я почему-то запомнил как Попандопулово ускорение, Салинг говорит, что оно Кориолисово на самом деле, каковое ускорение способно при правильном расчете смещать этот стратотанкер и по широте. "Народу побъем!" - заулыбался гадливо (прости, Игорь, это так и выглядело) Звол.

Повитав в облаках, комиссионное обсуждение скатилось аж под землю. Салинг продолжал, потрясая стариной, выдавать свежую струю. В своем первом самостоятельном варианте он пошел от истоков - где в самом начале находится нефть? Под землей. Зачем же ее оттуда извлекать, если ж можно пробурить методом наклонного бурения скважины, переходящие в горизонтальные и по горизонтальным скважинам запускать ее, родимую, прямо туда, куда нужно, там-то она на поверхность и будет извлекаться. Если не пойдет самотеком, будем немножко подкачивать с этой стороны - тем более что нагнетательные скважины на Тенгизе уже есть. Некоторые трудности, однако, можно уже сейчас предвидеть, например, с переоборудованием нашего ГПЗ в один огромный буровой станок, зачем, поясню на всякий случай. Зачем нужен ГПЗ, если нефть на поверхность на Тенгизе не будет выходить вообще. А вот под буровой станок его переделать в самый раз будет - примерно таких размеров он и должен быть, чтобы добуриться, скажем, до Европы. Представляете, все ТШО - одна большая буровая!

sefi, YuS © 2000-2011
Че надо?

Rambler's Top100 Resurs.kz: сайты Казахстана и раскрутка сайта